JS Startup Biz - шаблон joomla Оригами

История школы

ГЛАВА 1. ИСТОКИ.

Наша школа – детище Советской власти. Разработка каменного угля в селе Егоршино вызвала необходимость строительства железной дороги в этой местности. Уже в начале ХХ века, в 1913-1915 годах появился Егоршинский участок железной дороги и железнодорожный вокзал. Так была основана маленькая станция Егоршино, сохранившая название села. Дальнейшее строительство железнодорожной линии на Тавду, Свердловск, Нижний Тагил и Богданович вызвало большой приток рабочей силы. Люди ехали семьями, детей нужно было обучать. С приходом Советской власти в стране началось строительство новых типовых деревянных школьных зданий. Вот и у нас, на маленькой тогда станции было построено школьное здание в развилке двух железных дорог – на Екатеринбург и Богданович.


На маленькой станции Егоршино
В далеком 1922 году
Появилось первое школьное здание –
Событие в ту пору.
Одноэтажное, барачного типа,
В развилке двух железных дорог –
Вот сюда для егоршинских ребятишек
Школьный путь пролег.


Это была начальная железнодорожная школа, причем классы занимали только половину здания, во второй половине размещался интернат для детей рабочих, живущих на казармах, полустанках и на линии. Тридцать с лишним лет заведовала интернатом Рыбакова (Горбунова) Тамара Дмитриевна, первая выпускница средней школы. Школа начала быстро расти как за счет увеличения прибывающих семей железнодорожников, так и за счет молодежи, получившей возможность учиться. Скоро в нашей школе стало тесно, и возник вопрос о присоединении к ней второго здания по улице 8 Марта, где школа работала почти 50 лет, и лишь в 1970 году это одноэтажное здание было передано учебно-консультационному пункту отделения железной дороги. Это здание мы считаем основным местом, где развивалась наша школа. Печки–голландки, железный бачок для воды, железная кружка, прикрепленная к бачку за цепочку - вот символы этого здания, которые, как музейные экспонаты, сохранились в нем до 90-ых годов прошлого века. С осени 1929 года школа стала семилетней и называлась она ФЗС № 16 станции Егоршино Пермской железной дороги имени А.М. Кагановича. ФЗС означало – фабрично-заводская семилетка. Уроки труда проводились на железнодорожных предприятиях – в вагонном и локомотивном депо. Позднее во дворе школы установили вагон, в котором размещались школьные слесарные мастерские для уроков труда как для мальчиков, так и для девочек. С осени 1933 года школа была преобразована в среднюю, и ей присвоен номер 56. На начало 1934 года наша школа была самой большой в районе, в ней обучался 631 школьник (из них 202 ученика в 5-7 классах), работало 19 учителей. В восьми классах преподавался уже немецкий язык. Работали в три смены, учителей не хватало. Для работы в начальных классах были выдвинуты лучшие ученики старших классов, которые работали под руководством учителей. Такими выдвиженцами были Смолина Мария Георгиевна (позднее она работала старшей пионервожатой в родной школе), Кондрина, Пестряков, Панкратова Софья (она долгие годы работала заместителем директора по хозяйственной части). Опять возникла необходимость расширения школы. Началось строительство двухэтажного деревянного здания по улице Свободы (сейчас в нем находится начальная школа). Прорабом стройки был Лукин Петр Федорович; в войну он погиб в Харьковской области. Мы добились, чтобы его имя было увековечено на плите стелы погибшим железнодорожникам и учащимся школы № 56. 1 сентября 1938 года состоялось открытие этого здания. Среди низких частных домов улицы Свободы возвышался поистине «храм науки». Это был праздник как для учащихся школы, так и для всего населения станции. На старенькой фотографии видно, что почти все жители присутствовали на митинге, вероятно, даже и те, у кого не было детей–учеников, ведь школа в те годы была центром политической, культурной и бытовой жизни на станции. Воспитательная работа представлялась всему населению станции. Длинный барак по улице Свободы назывался «пионерским клубом». Здесь проводились уроки физкультуры, здесь более 20 лет работал школьный драмкружок под руководством учителей литературы Спектор Л.Р., Свойтко О.В., Лазаренко Е.С. Спектакли по произведениям классической литературы учащиеся показывали жителям, родителям, продавали билеты, на вырученные деньги ездили в Москву, Ленинград, организовывали «гастроли» в села Мостовское, Шогриш. Все школьные вечера, концерты проходили в любимом пионерском клубе. Это был единственный в 20-30 годы клуб на станции Егоршино. В 1936 году появился клуб имени Чащихина (позднее – им. С.Кирова), а до этого вся культурная жизнь населения станции была связана со школьным пионерским клубом – здесь учителя читали лекции, здесь смотрели концерты учащихся. В те далекие годы было тесное единение педагогов, родителей, учащихся. Школа росла, в параллелях было по 6, 7 классов. Два здания школы не могли вместить всех учащихся, началось строительство каменного 3-х этажного здания. В 1958 году открылось еще одно здание школы. Хорошо помню, как в августе 1958 года перед началом учебы мы – старшеклассники и учителя – мыли парты во дворе школы, работали вместе, а наши учителя Потапкина А.Г. и Сенкевич Л.И. пели песню «Вечерний звон». Мы были удивлены, что строгие учительницы умеют петь и имеют такие сильные голоса, ведь в то время Учитель для нас был человеком особенным, необычным. Через 10 лет к школе был сделан пристрой, и она стала такой, как сейчас, ведь в 70-80 годы в школе обучалось 1000 учащихся, в иные годы их число доходило до 1200. Девяностые перестроечные годы сократили число детей, и сейчас в нашей школе 609 учеников. В истории школы был еще интересный этап: 1-го сентября 1962 года произошло разделение на начальную железнодорожную школу № 41 и на среднюю железнодорожную школу № 56. Директором начальной школы № 41 была Туманова Мария Яковлевна, завучем - Лобанова Фаина Александровна. Такое разделение длилось 11 лет, в 1973 году обе школы объединились, и с тех пор существует только школа № 56. В 1962 году в школе вводится трудовое и профессиональное одиннадцатилетнее обучение учащихся. Ученики осваивали профессии на предприятиях железной дороги.

ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ 56.

Все годы мы работали над историей школы и нашли учителей, которые трудились в ней с первых лет основания. Так, в 1923 году молодой девушкой приехала в школу Бурмакина Зинаида Петровна вместе со своей подругой Питерской Еленой Алексеевной. Зинаида Петровна уже тогда получила 4 класс, который через год стал пятым, а затем школа доросла и до семилетки. Интересен сам факт, почему Зинаида Петровна приехала именно на нашу станцию. Оказывается, проезжая мимо, она видела, что на нашей станции все железнодорожные домики–бараки были выкрашены голубой краской, что оставило у нее приятное впечатление. Сама станция и вокзал напоминали теремок (первый вокзал был маленьким и имел башенки по бокам), и затем, уже в отделе школ в Свердловске, когда девушке предложили несколько мест, она выбрала нашу станцию с «голубыми домиками». Зинаида Петровна работала на станции до 1931 года. Сначала учительницей, потом была завучем, директором школы, заведующей нашего районо, а далее в счет «парттысячи» - так назывались выделенные для работы на ниву народного просвещения члены партии, - она в 1931-36 годы училась в пединституте, по окончании которого работала в райкоме партии, инструктором школьного отдела обкома партии и зам. зав. Облоно. В 20-ые годы создавались комсомольские и пионерские организации. Зинаида Петровна была на станции одной из первых комсомолок нашей школы. Она же вместе с Питерской Е.А. организовала первый пионерский отряд, где активным пионером и барабанщиком был Бурков Ваня. В первую смену они работали учителями, а во вторую – пионервожатыми. Пионерская работа была интересной: ходили в походы, организовывали пионерские костры, проводили пионерские сборы обязательно с горном и барабаном. Но не все учащиеся были пионерами. Многим не разрешали родители, ведь большинство из них были неграмотными или малограмотными, все новое встречалось настороженно. Случались и левые перегибы. Так, один из директоров (Гранич) решил сделать всю школу пионерской, это вызвало протест и жалобы родителей. Разобраться по этому вопросу выезжала зам. начальника отдела учебных заведений Веракса К.Н. К 1930 году в школе уже было 4 пионерских отряда, руководить ими помогали молодые рабочие – комсомольцы. В конце 20-х и начале 30-ых годов работали Орлова Вера Васильевна, Шатунова Антонина Ивановна, Щапов Петр Георгиевич. К числу первых учителей относятся также Пешкина Антонина Григорьевна, Пушкина Наталья Ивановна. Шатунова А.И., Пешкина А.Г, Пушкина Н.И. работали в школе до 60-ых годов – они были живой историей становления школы.

ГЛАВА 3. ДИРЕКТОРА И ЗАВУЧИ ШКОЛЫ.

Первые годы существования школы директора часто менялись, ведь крепких педагогических кадров еще не было. Можно назвать следующие фамилии: в 1922 -1930г. тов. Алфеев, Коростелев, Шарапов, Колчанский, Бурмакина З.П., Усыпко. С 1930 по 1933г. - Попов Сергей Минеевич, Шахматов. В предвоенные годы - математик Воложенин Иван Маркирьевич, «строгий, всегда подтянутый, чисто выбритый, корректный и требовательный» - так описывает его выпускник 1941 года, старший лейтенант запаса, член Союза журналистов СССР Геннадий Иванович Леонтьев, а затем почти 19 лет возглавлял школу всеми уважаемый Мельниченко Иван Яковлевич. Он пришел в школу в 1937 году со студенческой скамьи, преподавал физику, астрономию, с 1941 по 1959 год работал директором. Это был педагог от Бога, исключительно чуткий и отзывчивый к учителям и учащимся. Иван Яковлевич был депутатом местного Совета. Со всеми проблемами шли к нему люди, для каждого он старался найти ответ, решение. Человек с большой буквы, он оставил о себе самые хорошие воспоминания в сердцах всех, с кем он работал и кого учил. Вспоминает выпускник 1956 года Зотин Виктор: «Я зашел в кабинет к Ивану Яковлевичу просто поговорить, учился я тогда в 10 классе. Одна молодая учительница привела к нему мальчишку-нарушителя. Мальчишка принес в школу поджиг, учительница просила директора разобраться с проказником. Иван Яковлевич взял из рук парня поджиг, повертел его, осмотрел со всех сторон и сказал: «У тебя тут три ошибки, устрани их, иначе руки оторвет», - и пояснил эти ошибки. Я был удивлен и восхищен поведением директора. Иван Яковлевич увидел в первую очередь в мальчишке творца, изобретателя и только потом сделал ему внушение. Или мог на уроке задать вопрос старшеклассникам: «Ребята, а чей голос лучше: Леонида Утесова или Козловского?». Ребята начинали спорить, называя то одного, то другого. Иван Яковлевич подводит итог: «Их нельзя сравнивать, каждый из них – индивидуальность». И мог исполнить отрывок из какого-либо произведения этих певцов. Обучал не только физике, но и развивал кругозор, духовность учащихся, не боялся потерять три минутки урока, а ученики вспоминали об этом по прошествии 50 лет на встрече выпуска 1956 года в июне 2006 года. Восхищает тот факт, что его жена Анфия Флегонтовна и его дочери Ия и Алла бережно сохранили все документы, фотографии и материалы о нём. Директорами работали Чудинов Анатолий Семенович, Свалова Валентина Петровна – выпускница нашей школы, Квотченко Наталья Константиновна, Ессе Виктор Яковлевич, Хилько Василий Николаевич. Долгие годы работал преподаватель физики, «Заслуженный учитель школы России», «Почетный железнодорожник» Сергеев Борис Федорович. Это очень демократичный, коммуникабельный и веселый человек. Учащиеся школы с любовью вспоминают о нем, и педагогам было легко с ним общаться. 14 лет возглавлял школу Удинцев Анатолий Яковлевич, «Отличник народного просвещения». Эрудированный, умный, досконально знающий школьное дело, требовательный, интеллигентный, он много сделал для школы, коллектива педагогов и учащихся. Сейчас школой руководит Новокрещенова Татьяна Николаевна - умная, грамотная, эрудированная, легкая в общении, она умело вводит новые информационные и компьютерные технологии в процесс обучения, умеет придать школе современный статус. Учебной работой руководили Кочкина Татьяна Сергеевна, Боровков Александр Леонидович, Туманова Мария Яковлевна, Лобанова Фаина Александровна, Чернявская Фаина Алексеевна. Много лет работала завучем школы талантливый педагог и математик Пищальникова Екатерина Федоровна. Очень ответственная, требовательная, грамотная, она воспитала целый ряд учителей–математиков, которые работали в нашем городе, в нашей школе и в других городах; ее ученики имели прекрасные знания по математике и легко поступали в любые ВУЗы страны. Большой вклад в развитие учебного и воспитательного процесса школы внесла «Отличник просвещения» Яцковская Татьяна Николаевна. За свой труд она была награждена орденом «Знак Почета». Талантливый организатор, она умела поднять коллектив на интересные дела в школе. Десять лет руководила школьным музеем, вела работу методического объединения железнодорожных школ. Несколько лет учебной работой начальной и средней школы руководила «Отличник просвещения» Царева Галина Николаевна, завучами работали Сергеев Борис Федорович, Кокорева Тамара Николаевна, Смирнов Александр Сергеевич, Новокрещенова Татьяна Николаевна. Сейчас учебную работу школы возглавляет молодой, грамотный педагог - преподаватель химии Ушкова Валентина Геннадьевна. Десятки лет руководит работой начальной школы «Отличник просвещения», выпускница 1957 года Упорова Любовь Степановна. Много сил вкладывает она в оформление школы, в организацию учебного процесса младших школьников. Особое значение в школе имеет воспитательная работа. В разные годы эту работу возглавляли Яцковская Т.Н., Плосковицкая Л.Л., Новокрещенова Т.Н., Горбунова Т.С., Лузганова Н.А., Куликова Н.Ю., Поликарпова Н.А. Последние годы этой работой руководит Налетько Ольга Валентиновна - выпускница школы 1976 года, активный, инициативный организатор. Заместителем директора по правовому воспитанию учащихся работает тоже выпускница нашей школы Очкань Надежда Зиновьевна.

ГЛАВА 4. КАК УЧИЛИСЬ И ЖИЛИ УЧЕНИКИ ДАЛЕКИХ 30-Х ГОДОВ.

Ученики тех далеких лет очень любили школу, взрослыми часто посещали ее, рассказывали об учебе, об учителях, встречались с разными поколениями учащихся родной школы. Для всех нас было интересно знать, кто же учился в первые десятилетия школы № 56. Мы нашли этих людей. В 1922-23 году ее учениками были Смолин Алексей Иванович - один из лучших рационализаторов локомотивного депо, сестры Панкратовы, Вертягих Леонид Семенович, который всю жизнь проработал машинистом на нашей станции, а его дети и внуки учились в нашей школе. В 1930 году школа ФЗС № 16 делает первый выпуск – семилетку. 19 человек закончили в этом году 7 классов, среди учащихся школы Сидорович Михаил Иванович, корреспондент местной газеты, Просвирнов Михаил Иванович – поэт, журналист, Мелких Людмила, Пестрикова Нина и другие. Заведующим школы № 16 был Усыпко. В 20 – 30 годы большую работу проводили учителя и ученики по ликвидации неграмотности среди рабочих и домохозяек. Так, в книге «Егоршинский район в 1934 году» значится, что у нас на станции было 12 групп малограмотных, в которых обучались 235 рабочих вагонного цеха, МК тяги, МК движения, радиозавода и промкомбината. С домохозяйками в основном занимались учащиеся на дому, но были организованы и группы при школе. Пионеры во время занятий этих групп дежурили в детских комнатах, играли с детьми тех женщин, которые учились. Ответственной за детскую комнату была ученица – комсомолка школы Качанова-Смолина Маруся, игрушки для детей мастерили учащиеся на уроках труда. Велась большая работа по изучению родного края. В 1929 году в железнодорожной школе №16 был организован кружок туристов. Это были Пермяков Борис, Якимов Борис, Просвирнов Георгий, Байков Александр, Сидорович Михаил, Мелких Георгий, Дроздова Анна, Машалова Вера, Мелких Людмила, Коробейщикова Анфиса, Свалов Константин, Мухин Петр, Плаксин Виктор. Туристы ходили в походы, изучали окрестности. Руководители железнодорожного узла выделяли вагон для учащихся. Ещё в 20-е, 30-е годы ездили ребята в Нижний Тагил, Кушву, Соликамск. Одна из учительниц вспоминает: «На станции Кушва Соня Панкратова решила успеть навестить своего дядю, ушла без разрешения. К моменту отправления ее не было. Начальник станции пообещал отправить девочку следующим поездом. Все ребята были возмущены: она нарушила дисциплину, подвела отряд. Многие предлагали объявить ей бойкот. Но вот после отправления увидели, что за поездом бежит Соня и не сдается, поезд начал набирать скорость, а она все равно бежит. Машинист затормозил состав, подбежавшую девочку за руки подняли в вагон, она потеряла сознание. Волновались ученики и учителя, а когда Соня открыла глаза, все очень обрадовались, о бойкоте уже никто не думал». Первый выпуск учащихся 10 класса был в 1936 году. Школа уже три года носила № 56, была средней железнодорожной. В первом выпуске было всего 12 учеников: Вяткина Анна Петровна – преподаватель УПИ, кандидат исторических наук; Медведева С. И. и Горбунова Т. Д. навсегда связали свою жизнь с родной школой (лаборант и воспитатель); Шигорин Борис Константинович - его отец был хирургом Егоршинских копей, Борис тоже стал хирургом, работал в Екатеринбурге; Кувардин Николай Ассинаритович – капитан I ранга, зав. кафедрой военно–морского училища в Баку; Трушников Антон Иванович – инженер–химик, главный инженер одного из заводов г. Челябинска; Сапожникова Валентина Семеновна – химик; Рукомойкина Зоя Семеновна - научный сотрудник, инженер-химик; Можайко Виктор, Черкасова Аня, Свалова Нюра, Ушакова-Буркова Александра, Загвоздкина. Из двенадцати человек выпуска ровно половина поступила в высшие учебные заведения, а ведь годы были трудными и бедными. Сейчас в живых осталась единственная первая выпускница средней школы № 56 – Ушакова-Буркова А. (на фотографии), ей сейчас 87 лет.
ШКОЛА МОЕЙ МОЛОДОСТИ. (Из воспоминаний выпускника 1930 года Сидоровича М.)
Первый класс я заканчивал в Зайковской сельской школе Ирбитского района. Учительница Мария Яковлевна жила прямо при школе, в смежной с классом комнате, и нередко, начав урок, уходила завтракать, оставив дверь полуоткрытой и поручив мне читать вслух сказки по книжке с картинками, так как я слыл первым учеником. Мы все сидели тихо, зная, что Яковлевна всё слышит. Мы тоже слышали, как она ложечкой мешает сахар в стакане, потом моет посуду – сейчас вернётся. Когда в 1923 году наша семья переехала со станции Худяково на станцию Егоршино, где мой старший брат начал работать помощником начальника станции и получил квартиру около клуба имени Чащихина (теперь клуб имени Кирова), я пошёл во 2 класс железнодорожной школы, которая размещалась в казарменном доме близ небольшого озерка, что около парка. Домик этот стоит и по сей день. Первого сентября, придя в школу, я был поражён: вокруг меня сновали ребята в белых рубашках с красными галстуками и букетами цветов. Чуть позже я стал пионером. С первых же дней учёбы учительница Питерская поняла, что, обучаясь в Зайково, я отставал от программы почти на полгода. Таких как я, оказалось трое. Всю жизнь с благодарностью вспоминаю Зинаиду Петровну Бурмакину, учительницу 1 класса, и Питерскую, которые безвозмездно, не считаясь со временем, оставались с нами после занятий, чтобы мы могли догнать успевающих. Не знаю судьбу Питерской, а Зинаида Петровна Бурмакина, ставшая заслуженным учителем республики и кавалером ордена Ленина, ещё в 80-х годах работала в Свердловском Облоно. В школе была неплохая библиотека, и я пристрастился к литературе. Года через 2-3 нас перевели в новое просторное здание, построенное недалеко от вокзала, и школа стала именоваться семилетней школой № 16. Стали создаваться различные кружки: литературный, туристический, музыкальный, изобразительных искусств, спортивный. Я принимал участие в трёх первых. Кроме того, мы с Михаилом Просвирновым, ставшим в последствии профессиональным журналистом, редактировали школьную стенгазету. Одну неделю материалы для газеты готовил он, другую неделю – я. В состав редколлегии входили активисты из разных классов, а опекала нас учительница родного языка и литературы Т.В. Алексеева-Лощенова. Туристический кружок возглавляла учительница географии и обществоведения А.Н.Переверзева. Изучали родной край, совершали походы в Писанец, Красногвардейский, по рекам Реж и Нейва. Когда ходили на Писаный камень, то по пути в селе Мостовое стали свидетелями разрушения церкви: окна выбиты, стены ободраны, старушки подбирают иконки, свечи, на полу валяется библия, Евангелие и другие толстые, с золотым тиснением книги. Кто-то их подобрал, скорее всего, на курево. Несколько раз ездили на экскурсии в Екатеринбург. Струнным оркестром руководил Сергей Петрович (к сожалению, фамилию его запамятовал). Основными инструментами были мандолина, гитара, балалайка, барабан. В кружке было до 10 основных музыкантов и солистка Анфия Коробейщикова - будущая жена редактора газеты «Егоршинский рабочий» Б.Соломеева. По воскресным дням устраивали концерты в сёлах Б.Трифоново, Мостовское, Шогриш, в клубе имени Чащихина. Репертуар в основном составляли русские народные песни и танцы. Занятия в изобразительном кружке проводил учитель рисования А.Н.Крутиковский, он же вёл и уроки пения и – недолго – немецкого языка. Это был интеллигентный, высокообразованный человек. Музыкант, художник, в совершенстве владевший, кроме немецкого, английским, французским и китайским языками. До приезда в Егоршино жил в Харбине. Последние по расписанию часы рисования он проводил с нами на природе. Уводил нас в лес или на реку, где мы делали наброски рисунков, а он рассказывал о путешествиях, дальних странах. Домой возвращались к вечеру. Среди нас выделялся А.Бойков, замечательно и быстро рисовавший портреты. После того, как он закончил школу, в классах ещё долго висели написанные им портреты русских писателей. Спортивные наклонности школьников в кружках (футбол, шахматы, шашки, стрельба и др.) развивали преподаватели физической культуры и базовый пионерский вожатый В. Корюков. Назову ещё двух запомнившихся мне педагогов - Е.Лютину (естествознание, химия) и С.Е.Кубликова, горного инженера, геолога (математика, физика). Работая в школе, они вступили в брак, а последнее время учительствовали в железнодорожной школе г.Камышлова. Директором школы был Усыпко, бывший машинист паровоза, сменивший на этой должности репрессированного Катанского. Не могу не сказать вот о чём. В те трудные для страны годы восстановления народного хозяйства Советская власть не забывала о детях. В летние каникулы ослабленных детей из многодетных семей направляли на санаторное лечение. Так, в середине 20-х годов на станции Самоцвет в здании вокзала функционировал лечебный лагерь, в котором поправляли своё здоровье в три смены школьники семилетки – ребята из Егоршино, Ирбита, Туринска, Тавды. Зимой они жили в общежитии, у родственников. Я, например, побывал в санатории «Самоцвет» в 1925 и 27 годах, а в 1928 году вместе с группой школьников – на Кавказе, в Хостинском детском санатории. Я рос в первые годы Советской власти. Моя мама, старой, дореволюционной закалки, рано оставшаяся без мужа в 1920 году, вырастила нас, семерых сыновей и до конца жизни благодарила Советскую власть, давшую детям бесплатное образование и приличную жизнь. Семилетняя железнодорожная школа № 16 (ныне школа № 56) дала мне крепкое всестороннее знание, стала надёжным трамплином для продолжения учёбы в других образовательных учреждениях. Всю свою жизнь я считаю себя в неоплатном долгу перед ней и её педколлективом, поставившими меня на ноги».

ГЛАВА 5. ГРОЗНЫЕ СОРОКОВЫЕ.

Добрая школа, милая!
Помнит она в лицо,
Знает она по имени
Каждого из птенцов.
Помнит будни и праздники,
Горькую тишину,
Как ушли старшеклассники
На большую войну.

Тяжёлым испытанием для школы, как и для всей страны, стала Великая Отечественная война. Ребята учились хорошо, старались, имели свои цели, но многим, очень многим помешала война. Ушли на фронт выпускники, ушли учителя. С самого начала войны ушли на фронт директор школы Воложенин Иван Маркирьевич, учителя Кочкин Георгий Сергеевич, Панкратова Софья Павловна, Измоденов Павел Прокопьевич. К счастью, учителя живыми вернулись с фронта, но работали уже в других городах, кроме Панкратовой С.П., она работала после войны завхозом школы. Почти все выпускники, юноши 9, 10-х классов, уходили на фронт, честно и по-геройски защищали они нашу Родину. В те грозные годы директор школы Мельниченко И.Я. очень часто произносил фразу, заходя в старшие классы: «Парни встать! Всем на фронт». И наши мальчишки шли с уроков домой, матери делали им вещевые мешки и провожали своих сыновей в военкомат, а потом на вокзале провожали составы юных солдат на фронт. Все школьники ходили провожать защитников, это стало уже в те дни грустной, доброй традицией. Воевали на разных фронтах Власова- Сперанская Галина Константиновна, Найда Игорь Несторович, Бурков Иван Феофанович; Корелина-Барамидзе Татьяна Яковлевна и Черемных-Найда Анна были зенитчицами и защищали небо Москвы, Панов Альберт Семёнович, Усыпко-Кислякова Валерия Николаевна, Корелина Анна Порфирьевна, Хабаров Павел